Новости

25.02.2019

Анатолий Гиршфельд: о Программе компенсации и шагах на пути ее реализации

В 2017 г. правительство в интересах аграриев запустило механизм компенсации продукции украинского сельхозмашиностроения. Концепцию предложил Национальный комитет промышленного развития, возглавляемый Премьер-министром Владимиром Гройсманом. Однако ни для кого не секрет, что программа в первый год реализации показала лишь 25% выборки бюджетных ассигнований.

Почему так случилось, какие реальные результаты были достигнуты в 2018 году и какие планы на 2019-й, рассказал журналу об агробизнесе «Пропозиція» Анатолий Гиршфельд, народный депутат, исполнительный директор Национального комитета по промышленному развитию, председатель Объединения организаций работодателей Харьковской области «Гранит».

— Анатолий Моисеевич, почему программа «не взлетела» в 2017 г.?

— Наблюдая за статистикой выплат компенсации за приобретенную технику и оборудование в 2017 г., скептики, не зная нюансов запуска программы и подводных камней её реализации, огульно заявляли, что механизм «нерабочий». Были нарекания, что подобная инициатива не интересна сельхозпроизводителям из-за недостаточного ассортимента, качества и эффективности украинской техники по сравнению с иностранными аналогами. Но на самом деле проблема заключалась не в этом. Ведь нужно было не просто запустить новый механизм, а поломать существующие «схемы».

Во времена Правительства Азарова активными участниками процесса были трейдеры, поставлявшие в Украину машинокомплекты на сборку. Бюджетные деньги уходили преимущественно «отверточным» производствам с уровнем локализации до 20%. «Список счастья» формировал Минагрополитики, но большинство украинских сельхозмашиностроителей в него не попадали. Те, кто оказывался среди избранных, направлялись в областные комиссии. Поскольку выплаты приходились на последний квартал, претендентов на компенсацию вынуждали «делиться». В результате значительная часть ассигнований на «поддержку» оседала в карманах чиновников и коммерсантов от бюджета.

Эксперты Национального комитета предложили принципиально новый подход. Но поскольку часть государственных служащих, причастных к прошлым «схемам», по-прежнему благополучно пребывала (и пребывает) на своих рабочих местах, они стремились всячески не допустить изменений в привычный, годами отлаженный механизм. Сначала затягивали время подписания меморандумов с банками и решали, с какой даты считать действие механизма; затем требовали от аграриев справку из Государственной фискальной службы, что они «аграрии», что противоречило Постановлению КМУ №130.

Спустя несколько месяцев под давлением Минэкономразвития, Нацкомитета, банков препятствие в виде «справки из ГФС» было устранено. Лишь в конце сентября 2017 г. механизм заработал, хотя ещё 2 июня того же года перечень техники, приобретение которой подлежит компенсации, был сформирован соответствующей Комиссией при Минэкономразвития и обнародован на официальном сайте.

Очевидно, что при малой осведомленности и существующем недоверии из прошлого опыта к «прозрачности» механизма, не многие аграрии рискнули принять участие в программе. Но даже за такой короткий срок (фактически три месяца) стало очевидно, что программа работает. Только за ноябрь 2017 г. сумма выплаченной компенсации достигла 53 млн. грн. Очевидно, что своевременный запуск позволил бы выйти не на 25, а на 100% запланированной суммы поддержки.

— Вы сказали, что эксперты Национального комитета предложили принципиально новый подход. В чем его особенность?

— Во-первых, компенсацию должны получать не промышленники, а аграрии, как бонус за сознательный выбор в пользу национальных производителей.

Во-вторых, сельхозтехника должна соответствовать заданному уровню локализации.

Предложенная экспертами Национального комитета формула её расчета отвечает мировым подходам, а пороговые значения — реалистичны, исходят из нынешнего технологического уровня сельхозмаша в Украине.

В-третьих, помимо уровня локализации были предложены дополнительные критерии, среди которых: наличие на территории Украины ключевых технологических операций либо приобретение соответствующих компонентов у отечественных производителей; а также расходы на оплату труда в себестоимости — на уровне не менее 8%.

Четвертое отличие нового подхода – разделение между Минэкономразвития и Минагрополитики функций по формированию перечня отечественной техники и оборудования для АПК и выплат компенсации за её приобретение. При Минэкономразвития создана межведомственная Комиссия под руководством Первого вице-премьер-министр Украины — Министра экономического развития и торговли Степан Кубив, которая подтверждает соответствие предприятия и его продукции заданным критериям.

И наконец, пятая особенность — аграрий получает компенсацию только через банк и не контактирует с чиновниками ни государственного, ни местного уровня.

— В первых числах января 2019 г. первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия, подводя итоги господдержки АПК, сообщил, что «по программе компенсации стоимости сельхозтехники, действующей второй год подряд и обкатанной еще в 2017-м, выборка оставляет желать лучшего». Как Вы это прокомментируете?

— Считаю, что этот месседж является результатом несогласованности работы отдельных служб министерства. Ведь именно руководство Минагрополити инициировало в ноябре сокращение в госбюджете 2018 г. объемов финансирования по программе 2801580 «Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей» с 950 до 695 млн.грн. Верховна Рада утвердила такие изменения 6 декабря 2018 г. А спустя десять дней руководство Минагрополитики, проанализировав заявки на компенсацию от банков, поняло, что денег не хватит, и вышло с другой инициативой – Распоряжением КМУ «О перераспределении некоторых расходов государственного бюджета, предусмотренных Министерству аграрной политики и продовольствия на 2018 г. » перебросить 260 млн.грн. с программы 2801540 «Государственная поддержка отрасли животноводства» на программу 2801580 «Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей». В результате такой «рокировки» объем ассигнований на компенсацию стоимости отечественной техники и оборудования вырос до прежних 955 млн грн., из которых 912 млн. грн. было выплачено аграриям. Таким образом, выборка по итогам 2018 года составила 96%! Современный отечественный трактор (ХТЗ) и отечественный глубокорозрыхлитель («Лозовские машины») в действии — отличный тандем в поле.

— Насколько активно участвуют в программе производители сельхозтехники?

— В начале запуска инициативы в Перечень вошли 40 предприятий, представив аграриям 800 позиций техники. Сегодня этот список расширился уже до 141 украинского производителя, а их предложение – до 9250 наименований продукции.

На сегодня для сельхзмашиностроителей участвовать в программе – означает «быть в тренде». Но всё же последнее слово остаётся за аграриями. Если отечественная техника будет хуже импортной по качеству, никакие 25% компенсации не помогут. И это поднимает очень высоко планку для украинских машиностроителей, которые просто «обречены» выпускать технику по высочайшим стандартам, иначе потеряют свою нишу на рынке.

Нет сомнений, что сельхозпроизводители отдают предпочтение той технике, которая позволяет им прибыльно работать. Вместе с тем, покупая украинское, аграрии инвестируют в отечественное сельхозмашиностроение. Механические зерновые сеялки ООО «Торг-Агросервис».

— Какая техника — дорогая или дешевая — пользуется наибольшим спросом?

— В Перечне достаточно широкий ассортимент — от цепей для уборки навоза до тракторов и зерносушильных установок. Порядка 2/3 техники и оборудования, по которым выплачена компенсация в 2018 году, были в ценовом диапазоне от 100 до 500 тыс. грн. (без НДС). В основном, это почвообрабатывающая и посевная техника. Самые дорогие позиции — зерносушилки и металлические вентилированные силосы — от 4 до 12 млн. грн. (без НДС). В целом с декабря 2017 по декабрь 2018 года аграрии приобрели 17 182 единиц техники и оборудования.

— В каких регионах Украины приобретали отечественную технику?

— Программа реализовывалась во всех областях, но исходя из объемов покупок, их можно поделить на три группы: активные инвесторы в украинское сельхозмашиностроение, умеренные и очень умеренные. Пятерка лидеров – Винницкая, Одесская, Николаевская, Черниговская и Сумская области. Там техники продано на 250-550 млн грн. На их фоне очень умеренно выглядят западные области — Ровенская, Львовская, Волынская, Черновицкая, Ивано-Франковска и Закарпатская. Там продажи не достигли и 80 млн. грн. В остальных регионах все выглядит достаточно сбалансировано — показатели технических закупок достигают от 100 до 250 млн. грн. Вероятно, Минагрополитики, департаментам АПК областных администраций, а также банков следует проводить боле активную информационно-пояснительную работу на местах о преимуществах данной программы.

— Насколько активную позицию занимают банки?

— В сентябре 2018 КМУ по инициативе Минагрополитики принял решение расширить круг банков, участвующих в программе компенсации. Помимо государственных банков и тех, у кого в уставном капитале по меньшей мере 75% акций принадлежит государству, министерство подписало меморандумы еще с рядом банков, но они не успели полноценно включится в программу. По итогам 2018 года лидировали Приватбанк и Ощадбанк, на которые в сумме пришлось 80% компенсационных выплат, согласно поданным реестрам.

— Есть ли сезонность в продажах и предоставлении компенсаций?

— Если рассматривать динамику с декабря 2017 по декабрь 2018, наблюдалась не столько сезонность, сколько постепенное наращивание объемов. Если за первые два месяца 2018 в рамках программы было реализовано всего лишь 78 единиц техники, то в марте и апреле продажи достигли и превысили 300 единиц, в июне и июле – приблизились к отметке 900, в августе и октябре – перевалили за 1300. Пик пришелся на сентябрь и ноябрь, когда было продано соответственно 4260 и 6622 единиц техники и оборудования и выплачено – 119,2 и 381,2 млн грн компенсаций.

— Чем объясняется такая динамика?

— В основном это связано с нехваткой оборотных средств, ожиданием нового урожая и зависимостью от конъюнктуры мировых цен. Это откладывает спрос «до лучших времен». Когда в начале года есть потребность в посевной технике, не все могут заплатить 100% стоимости и получить 25% компенсации.

— Как можно исправить такую ситуацию?

— Чтобы решить эту проблему эксперты Национального комитета еще в октябре 2017 г. предложили ввести механизм частичной компенсации процентов по кредитам. Правительству направили проект нормативно-правового акта «Порядок использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для частичной компенсации процентов по кредитам на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования отечественного производства».

Первый вице-премьер-министр Украины, министр экономического развития и торговли Степан Кубив дал поручение Минагрополитики проработать в установленном порядке проект и до 30 октября 2017 г. подать Минэкономразвития предложения. Но реакции не последовало.

Правда, принципы, заложенные экспертами Нацкомитета в проекте Порядка предоставления частичной компенсации процентов по кредитам на приобретение сельскохозяйственной техники, были заимствованы Минагрополитики в программу поддержки фермерства. Этот же механизм компенсации процентов по кредитам использовали и программе поддержки животноводства.

А в 2018 году Нацкомитет повторно вышел с инициативой частичной компенсации процентов, обосновывая, что это позволит большему кругу аграриев, особенно малым и средним предприятиям, ускорить модернизацию парка и не привязывать покупки техники к выручки за собранный урожай.

В июле 2018 было инициировано проведение совместного заседания профильных комитетов Верховной Рады и направлено Правительству соответствующее депутатское обращение. Необходимость скорейшего запуска такого механизма выразили Ассоциация фермеров и землевладельцев, Украинский клуб аграрного бизнеса и более 120 малых и средних хозяйств. Правительство снова поручило Минагрополитики «рассмотреть» этот вопрос.

Пока Минагрополитики «рассматривает», аграрии приобретают дорогие иностранные аналоги, фактически инвестируя в экономику других стран. Банки кредитуют их под низкие процентные ставки — максимум 10% годовых на срок до 7 лет, тогда как украинская сельхозтехника и оборудование кредитуется под 20-25%. По мнению и аграриев, и машиностроителей использование двух компенсаторных инструментов — процентов по кредитам и возмещения стоимости сельхозтехники — позволит уменьшить себестоимость сельхозпродукции, а, следовательно, сделать ее более конкурентоспособной.

Надеюсь, что в 2019 году инициатива частичной компенсации процентов по кредитам на приобретение сельскохозяйственной техники все-таки будет поддержана центральным органом исполнительной власти, который отвечает за формирование и реализацию государственной аграрной политики. Напомню, что общая цель принятой им Единой комплексной стратегии и плана действий развития сельского хозяйства и сельских территорий в Украине на 2015-2020 гг. заключается именно в увеличении конкурентоспособности сельского хозяйства.

— Что нового в программе компенсации 2019 года?

— Нормой п. 18 Заключительных положений Закона про госбюджет Украины на 2019 г. Кабмину поручено предусмотреть направление средств на компенсацию стоимости специальных вагонов для перевозки зерна и оборудование для производства биоэтанола и электроэнергии из биомассы, которые были закуплены у отечественных производителей. Остановимся подробнее на позиции, которая касается вагонов-зерновозов.

На сегодня реальный уровень максимальных производственных мощностей вагоностроителей — порядка 2000 вагонов в год. Цена за единицу приближается к 1,5 млн. грн (без НДС). Из 7043 аграрных хозяйств (по данным 2018 года), как уже было сказано, большинство приобретает почвообрабатывающую технику стоимостью до 500 тыс. грн. Очевидно, что эта «новелла» не для них.

Минагрополитики 18 января 2019 г. направил в Минекономики и Минфин на согласование проект изменений в Постановление КМУ №130, которым предполагается ввести компенсацию на приобретение вагонов в размере 30% стоимости! При том, что на всю остальную технику, включаю сложную самоходную, оставили 25%. Если зернотрейдеры по максимуму используют мощности вагоностроителей и приобретут 2000 зерновозов, то выделенной в 2019 г. суммы господдержки по программе в размере 881,9 млн. грн. не хватит даже им на компенсацию. Государство еще останется должным. Бюджетные средства уйдут гигантам, которые решили инвестировать в зерновозы после дерегуляции вагонной составляющей тарифа Укрзализныци. Остальные аграрии окажутся в таком случае «за бортом».

Чтобы реализовать эту «идею», Минагрополити намерено самостоятельно формировать Перечень вагонов и оборудования, создав для этого еще одну комиссию как «альтернативу» комиссии при Минэкономразвития. Обратите внимание на скорость, с которой чиновники Минагрополитики удовлетворяют запросы зернотрейдеров, тогда как программа частичной компенсации процентов по кредитам больше года стопорится именно профильным министерством.

— Но тогда проблема с транспортировкой зерновых остается нерешенной?

— Необходимо четко разграничить два понятия: механизм государственной поддержки аграриев и обеспечение бесперебойной работы зернотрейдеров.

Действительно острый дефицит зерновозов приводит к потерям бизнеса. Но отдельные депутаты и чиновники сегодня спекулируют на этой теме, шантажируя, что это проблема может быть решена только за счет программы компенсации стоимости.

Первая их попытка в июле 2018 г. не увенчалась успехом. Президент Украины Петр Порошенко вернул в Верховную Раду закон, где предлагалась господдержка на частичное возмещение стоимости закупки специальных вагонов для перевозки зерна. На своем официальном сайте Президент указал, что эта новация «не обеспечивает достижения социальных и экономических целей государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей и является нерациональным расходованием бюджетных средств. Учитывая стоимость специальных вагонов для перевозки зерна, а также значительные затраты, необходимые на их содержание и эксплуатацию и объемы продукции растениеводства собственного производства, претендовать на такую господдержку смогут преимущественно крупные сельхозпредприятия». Глава государства также отметил, что большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей составляют фермерские хозяйства, которые объективно не требует приобретения специальных вагонов для перевозки зерна. По мнению Президента, при таких обстоятельствах господдержка на частичноевозмещение стоимости закупки специальных вагонов для перевозки зерна является несправедливой по отношению к большинству сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Примечательно, что вагоностроительные заводы в результате включения зерновозов в перечень сельхозтехники также не получат дополнительной выгоды: появление новых заказчиков в лице аграриев приведет к потере старых заказчиков — операторов железнодорожных перевозок.

Несмотря на позицию Президента, отдельные народные депутаты, открыто лоббируя интересы крупных сельскохозяйственных предприятия, «протянули» эту инициативу в «бюджетную» ночь. Я намерен обратиться по данному вопросу в Антимонопольный комитет Украины, поскольку получение компенсации за вагоны не только лишит большинство аграриев господдержки, которые в ней действительно нуждаются, но и исказит конкуренцию на рынке перевозок зерна, т.к. операторы, среди которых и Укрзализныця, такой компенсации не получат.

— Вагоны-зероновозы — это единственное препятствие, которое, на Ваш взгляд может тормозить реализацию программы в 2019 году?

— К сожалению, нет. Чиновничий произвол вроде «справки из ГФС» продолжается. После ликвидации Государственной инспекции сельского хозяйства не определен орган, осуществляющий предусмотренные действующим законодательством функции по учету, созданию и ведения реестра субъектов хозяйствования, осуществляющих оптовую и розничную торговлю сельскохозяйственной техникой, имеющей идентификационные номера. Пробелы в действующем законодательстве создали основу для совершения Держпродспоживслужбой и ее территориальными органами коррупционных действий при регистрации субъектов хозяйствования, осуществляющих торговлю сельскохозяйственной техникой. Такая регистрация является основанием для получения бланковой продукции, необходимой для осуществления торговли сельскохозяйственной техникой.

Поскольку Положением о Держпродспоживслужбе не предусмотрена функция регистрации субъектов хозяйствования, осуществляющих торговлю сельскохозяйственной техникой, чиновники вправе либо отказать в регистрации, либо зарегистрировать при условии коррупционного сговора.

Я направил Правительству Украины депутатский запрос, в котором обосновал необходимость о внесении изменений в действующие нормативные акты и дал конкретные предложения. Это позволит Минагрополитики снять еще одну коррупционную «лазейку» в реализации программы.

— На Ваш взгляд, частичной компенсации стоимости и процентов по кредитам на приобретение техники будет достаточно для развития отечественного сельхозмашиностроения?

— Эти инструменты позволяют стимулировать спрос на продукцию отрасли. С точки зрения сельхозмашиностроителей необходимо также введение нетарифных барьеров защиты рынка, например, утилизационного сбора на импортную подержанную технику. Использование старой техники приводит к увеличению затрат на ее ремонт и ГСМ, к недополучению валового сбораурожая, что в конечном счете снижает конкурентоспособность сельхозпродукции.

Утилизационный сбор будет стимулировать два процесса: обновление техники в сельском хозяйстве и расширение отечественного сельхозмашиностроения, прежде всего, производства тракторов, которое активно начало развиваться благодаря программе компенсации. Вместе с тем утилизационный сбор позволит выполнить главную задачу импортозамещения: поставит перед иностранными производителями цель реального развития локализации и переноса технологий производства на территорию Украины. Но утилизационный сбор изымается, прежде всего, в целях обеспечения экологической безопасности (в т.ч. для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации энергоемкой самоходной сельхозтехники). Эксперты Нацинального комитета сейчас работают над концепцией этого механизма, который станет весомым дополнением к компенсации.

Еще одна инициатива — господдержка технологических инноваций в промышленности, в том числе сельхозмашиностроении, которое остро нуждается в разработке новой и усовершенствовании существующей продукции и процессов. Подходы к отбору и финансированию проектов на принципах государственно-частного партнерства эксперты Нацкомитета разработали совместно с Минэкономрозвития и подали на утверждение Правительству. Реализация инновационных проектов позволит расширить ассортимент украинской техники и оборудования, улучшить ее качество и технические параметры.

— Что дает экономике Украины механизм компенсации?

— Я бы разделил миссию этой инициативы на такие составляющие:

— уменьшение зависимости от иностранных поставок техники и оборудования и сокращения отрицательного сальдо платежного баланса;

— стимулирование инвестиций в отечественное сельхозмашиностроение;

— увеличение локализации производства и, как результат, рост добавленной стоимости;

— создание новых рабочих мест и увеличения уровня зарплат в сельскохозяйственном машиностроении и смежных отраслях;

— снижение издержек и повышение конкурентоспособности сельхозпроизводителей;

— наращивание поступлений в бюджеты разных уровней.

Результаты 2018 г. наглядно демонстрируют экономический эффект такого подхода. Если в 2017 техника и оборудование украинского производства составляли 15% в общем приобретении сельхозтехники, то в 2018 — уже больше 30%. Аграрии заплатили за нее 4,4 млрд. грн. Сумма компенсации из бюджета достигла 912 млн. грн, при этом уплаченный только НДС составил 734 млн. грн. Если взять еще во внимание уплаченные машиностроителями и их смежниками налоги на прибыль, единый социальный взнос, налоги на доходы физических лиц, налоги на землю и прочие обязательные сборы и платежи, то полученные доходы бюджета существенно превышают расходы на реализации этой программы.

Это одна из первых инициатив нынешнего правительства, которая обеспечила некоррупционный, прозрачный процесс распределения бюджетных средств, направленных на содействие модернизации агропредприятий. Вместе с тем, инициатива заложила основу для возрождения сельхозмашиностроения и трансформации места и роли Украины на мировом рынке техники и оборудования для АПК.

Мовою оригіналу для журналу «Пропозиція».