Новости

17.09.2014

Чи зменшиться розмір єдиного соціального внеску?

Правительство наконец определилось с окончательным вариантом реформирования системы социального страхования и снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, подав свой законопроект в парламент.

Действующая ставка единого социального взноса — в среднем 41% — будет применяться к зарплатам, не превышающим две минимальные зарплаты (МЗ). Однако, если работодатель выплачивает свыше этого показателя, то ставка составит 15%. Предлагая такие изменения, правительство так и не нашло компенсаторов, которые бы стали источником наполнения бюджета Пенсионного фонда, рассчитывая исключительно на легализацию доходов, отмечают эксперты, поэтому законопроект носит популистский характер.

Вчера парламент должен был приступить к рассмотрению предложенных правительством законопроектов, направленных на реформирование налоговой и бюджетной системы, а также единого социального взноса. Без них премьер-министр Арсений Яценюк угрожал не подавать в Верховную раду проект бюджета на 2015 год. Однако депутаты не только не приступили к обсуждению документов, но и не смогли рассмотреть их на заседаниях профильных комитетов. «Пакет законопроектов только подали, их необходимо еще изучать», — говорит секретарь комитет Рады по вопросам социальной политики и труда Андрей Павловский.

В частности, законопроект №5080 предполагает реформу общеобязательного государственного соцстрахования и легализацию фонда оплаты труда, над нормами которого в правительстве работали несколько месяцев. В результате, последняя версия законопроекта, как считают его авторы, создаст условия для «стабилизации финансового состояния государства». Например, реформа ЕСВ в части нагрузки на работодателей предусматривает снижение ставки для зарплат, объем которых превышает две минимальные зарплаты (2436 грн.) до 15%. На сумму месячного дохода до этого уровня будет применяться нынешняя ставка — в среднем 41%. Таким образом, если зарплата составляет 2436 грн, то при нынешней и предложенной модели отчисления в соцфонды составят 820 грн, но уже при трех МЗ (3654 грн), налоговая нагрузка сокращается на 277 грн. «То есть, работодателю предложена мотивация платить зарплаты более двух 2 МЗ, поскольку если он будет платить одну или полторы МЗ, то ЕСВ все равно составит более 40%», — поясняет ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований Лидия Ткаченко. В правительстве подсчитали, что реализация этой нормы позволит вывести из тени зарплаты в объеме 11 млрд. грн, что позволит увеличить отчисления в бюджет и фонды соцстрахования на 4,6 млрд. грн. «Да, звучит красиво, ведь предложено снижение давления на фонд зарплаты, но возникает вопрос — а что делать с пенсионерами, — недоумевает заведующая отделом социальной политики Национального института стратегических исследований Ольга Пищулина. — Чем закрыть дыру? За счет чего платить пенсии?». По оценкам заместителя главы комитета по вопросам социальной политики и труда Павла Розенко, реализация предложений чревата возникновением «дыры» в 25 млрд. грн. в бюджете Пенсионного фонда.

Поэтому идея, по словам госпожи Пищулиной, может дожить лишь до парламентских выборов. В противном случае, норма чревата банкротством государства. Ранее министр финансов Александр Шлапак заявлял, что пока не будут найдены компенсаторы снижения ЕСВ, его подписи под документом не будет. Однако фактически правительство рассчитывает исключительно на легализацию. «О какой легализации может идти речь, особенно в период такого страшного кризиса, как у нас. Когда бизнес жил припеваючи, практически не платили легально. Почему же сейчас, в кризис, вдруг начнут платить? » — отмечает госпожа Ткаченко. «Я бы не обольщался в связи с обещаниями Кабмина снизить нагрузку, потому что в последнее время они в одном месте сокращают на 5%, а в другом поднимают на 10%», — добавляет Андрей Павловский.

Кроме того, законопроект предусматривает обязательное составление трудового договора между сотрудником и работодателем. Без него наемные сотрудники не имеют права быть допущенными к работе. При выявлении таких нарушений, а также за оформление сотрудника на неполный рабочий день при фактической полной загруженности, при нарушении сроков выплаты зарплат или ее выплаты без начисления ЕСВ и налогов, для юридических и физических лиц предусмотрены штрафные санкции в размере 1-30 МЗ (1218-36540 грн).

Правительство также решило отменить льготу работодателям по уплате ЕСВ в размере 50% от ставки за создание новых рабочих мест. Эта норма была принята по инициативе экс- министра соцполитики Сергея Тигипка в качестве меры, содействующей занятости населения. По мнению директора департамента развития социального страхования Федерации работодателей Украины Юрия Кузового, размер ставки, как оказывается, менее актуален, ведь правительство решило поменять систему соцстрахования. Предложено объединение всех фондов — пенсионного, страхования от несчастных случаев на производстве, временной потери трудоспособности и на случай безработицы — в один, контроль за которым получит Минсоцполитики. Сейчас фонды контролируются на трехстороннем уровне — государством, а также сторонами работодателей и профсоюзов. Социальные партнеры уверены, что подобные решения «небезопасны и уже в ближайшее время могут отрицательно повлиять на права застрахованных лиц и уровень их социальной защитыrlaquo». «Соберут условно 25 млрд грн. Куда, как и в каком размере они будут потрачены, никто не узнает. Сколько, например, составит минимальная выплата по безработице, будет неизвестно, — возмущен господин Кузовой. — Государство не имеет право совать свой нос еще и в соцфонды. Предприятия и сотрудники собирают взносы в фонды для себя, чтобы при страховом случае воспользоваться ими».

Павел Розенко отмечает, что соцфонды работают в Украине уже 14 лет, и эта модель соответствует европейским правилам. «Это автономные от государства фонды. Наше же правительство делает шаг в 90-е годы к советской системе. По такому принципу работает всего две страны — Россия и Беларусь, — поясняет депутат. — Но ведь это правительство позиционирует себя как проевропейское. То есть когда у шахтера, например, возникает страховой случай, он может автономно получить свой платеж. Однако Кабмин говорит: нет, мы сначала соберем все деньги в бюджет, а потом будем решать, сколько и когда дать. Яценюка просто подставили». Депутаты уверены, что пока рано за предложенные законопроекты голосовать. Андрей Павловский вообще отмечает, что парламент нынешнего созыва вряд ли соберется до октября, поэтому все предложенные реформы и, соответственно, сам проект бюджета на 2015 год будет рассматривать уже новый парламент.

(мовою оригіналу, Наталя Непряхіна — «АПОСТРОФ»)